29 мая 2019 г. — семинар-практикум «Психологическая помощь несовершеннолетним, попавшим в трудную жизненную ситуацию»
Баннер

29 мая 2019 г. — семинар-практикум «Психологическая помощь несовершеннолетним, попавшим в трудную жизненную ситуацию»

В соответствии с Республиканским координационным планом мероприятий дополнительного образования педагогических работников на 2019 год, совместно с секцией «Психология» ОО «Белорусское педагогическое общество», в рамках которой работает республиканская творческая группа педагогов-психологов, на базе Государственного учреждения образования «Академия последипломного образования» 29 мая 2019 года состоялся семинар-практикум «Психологическая помощь несовершеннолетним, попавшим в трудную жизненную ситуацию».

В семинаре-практикуме приняли участие методисты институтов развития образования, курирующие деятельность педагогов-психологов, педагоги-психологи учреждений общего среднего образования, социально-педагогических центров, а также сотрудники Академии последипломного образования, Республиканского центра психологической помощи, специалисты учреждений здравоохранения, социальной защиты и других ведомств.

С приветственным словом к участникам семинара-практикума обратилась начальник управления социальной и воспитательной работы ГУО «Академия последипломного образования» Сазонова Светлана Михайловна. Светлана Михайловна озвучила важные задачи, стоящие перед специалистами социально-педагогической и психологической службы учреждений общего среднего образования и социально-педагогических центров в работе с несовершеннолетними, попавшими в трудную жизненную ситуацию. Она обратила внимание участников встречи на межведомственный формат проводимого мероприятия, т.к. именно командный подход специалистов разных ведомств позволяет в полном объеме оказать необходимую помощь обучающимся.

Заведующий кафедрой психологии Смирнова Наталья Викторовна обозначила актуальные вопросы повышения квалификации специалистов в сфере оказания психологической помощи несовершеннолетним, обратила внимание присутствующих методистов региональных институтов развития образования на недостаточный методологический уровень подготовки педагогов-психологов, а также подчеркнула важность формирования групп специалистов с учетом потребности и специфики работы учреждения образования.

Ярким и содержательным было выступление Степановой Натальи Валерьевны, заместителя начальника центра кризисной психологической помощи государственного пожарного аварийно-спасательного учреждения «Республиканский отряд специального назначения» МЧС Республики Беларусь. Наталья Валерьевна не только подробно ознакомила участников с особенностями оказания психологической помощи несовершеннолетним в чрезвычайных ситуациях, но и продемонстрировала необходимые инструменты психолога, которые должны быть у специалиста в период оказания экстренной психологической помощи, провела экспресс-диагностику психофизиологического состояния с помощью портативного прибора.

Представители учреждений здравоохранения и социальной защиты также познакомили участников мероприятия с опытом психологической работы по рассматриваемой теме.

В частности, Пачепко Наталья Григорьевна, заведующий отделением психологической помощи семье и детям ГУ «Минский городской центр социального обслуживания семьи и детей» и Бычкова Алина Николаевна, психолог отделения ГУ «Минский городской центр социального обслуживания семьи и детей» проинформировали присутствующих о содержании социально-психологических услуг, оказываемых центром; подробно остановились на проектной деятельности учреждения и вопросах взаимодействия с учреждениями образования.

Сорокина Надежда Валерьевна, психолог центра дружественного отношения к подросткам «Галс» УЗ «13-я городская детская клиническая поликлиника» познакомила присутствующих с содержанием работы центра по оказанию психологической помощи подросткам и обозначила точки взаимодействия с учреждениями образования.

Овсянникова Оксана Петровна, педагог-психолог управления социальной и воспитательной работы ГУО «Академия последипломного образования» обратила внимание участников семинара на методические и информационные ресурсы, которые можно использовать в работе с несовершеннолетними, попавшими в трудную жизненную ситуацию. Так, например, интернет-портал Министерства образования Республики Беларусь, Национальный образовательный портал содержат ссылки на нормативные правовые акты, инструктивно-методические письма, методические рекомендации, программы факультативных занятий, пособия и др. Полезную информацию можно найти на интернет-сайте Академии последипломного образования в разделе «В помощь педагогу и методисту», где размещены методические материалы по организации работы СППС учреждений образования, а также материалы из опыта работы педагогов-психологов, педагогов социальных .

С аспектами работы круглосуточной службы экстренной психологической помощи участников семинара-практикума познакомила Дерех Инесса Михайловна, психолог УЗ «Городской клинический детский психиатрический диспансер».

Активное участие в организации работы семинара-практикума приняло благотворительное общественное объединение «Мир без границ», которое является постоянным партнером мероприятий академии, направленных на помощь специалистам учреждений образования в работе с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Заместитель председателя БОО «Мир без границ» Ананенко Алексей Александрович представил опыт реализации кейс-менеджмента в работе с подростками, находящимися в конфликте с законом.

Организация широко сотрудничает с учреждениями образования. О пользе такого сотрудничества и специфике оказания психологической помощи в условиях общеобразовательной школы закрытого типа подробно рассказала Буглакова Анна Николаевна, педагог-психолог УО «Могилевская государственная специальная школа закрытого типа».

В ходе семинара участникам семинара были представлены региональные модели оказания психологической помощи несовершеннолетним, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

О совершенствовании профессиональных компетенций педагогов-психологов посредством деятельности районного ресурсного центра социально-педагогической и психологической службы Ленинского района г.Гродно сообщила Мешкова Наталья Алексеевна, педагог-психолог «Средняя школа № 23 г. Гродно», руководитель ресурсного центра. На базе ресурсного центра функционирует антикризисная проблемная группа, которая представляет собой объединение педагогов-психологов из числа наиболее опытных специалистов района с целью оказания консультативной помощи специалистам по сопровождению несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации и их семей. В рамках работы РЦ педагогами-психологами широко применяется практика миротворчества и медиации. Сертифицированные специалисты-медиаторы проводят обучение педагогов, родителей, учащихся способам разрешения конфликтов, способствуют формированию культуры ненасилия и способности к взаимопониманию участников образовательного процесса на основе принципов медиативного подхода.

Большой интерес участников вызвал опыт Коношонок Татьяны Леонидовны, педагога-психолога ГУО «Жодинский социально-педагогический центр». Татьяна Леонидовна познакомила с содержанием деятельности педагога-психолога по запросу органов суда, опеки и попечительства.

Шмидт Алла Александровна, директор Мозырского районного социально-педагогического центра, представила систему социально-педагогического и психологического сопровождения подростков, в отношении которых реализуются комплексные реабилитационные программы. Алла Александровна рассказала, что в районе разработан и функционирует проект «Во имя жизни», в ходе реализации которого специалисты отдела профилактики и комплексной реабилитации совместно с волонтерами Республиканского общественного объединения «Матери против наркотиков» и фельдшером-валеологом Мозырского зонального центра гигиены и эпидемиологии еженедельно осуществляют посещение учреждений образования с целью просвещения несовершеннолетних и проведения тренингов по проблеме  наркопотребления и незаконного оборота наркотиков, предупреждения ВИЧ-инфекции, СПИДа среди подростков. В работе с подростками педагогом-психологом используются интерактивные формы и методы, индивидуальные консультации с элементами тренинга, совместные детско-родительские консультации, консультирование в триаде  «педагог-ребенок-родитель». В работе с несовершеннолетними используется дневник «Я строю свою личность», что способствует формированию у них умений и навыков оценивать, контролировать и конструктивно разрешать проблемные ситуации.

Курчатова Анастасия Витальевна, педагог-психолог ГУО «Витебский областной социально-педагогический центр» познакомила присутствующих с деятельностью учреждений образования Полоцкого района и города Полоцка по профилактике суицидальных попыток и суицидов несовершеннолетних, выявлению учащихся, требующих повышенного психолого-педагогического внимания в рамках созданного в районе алгоритма межведомственного взаимодействия по данному направлению. Анастасия Витальевна отметила, что в Полоцком регионе наблюдаются положительные тенденции: так, в 2018 году суицидов не зафиксировано, уменьшилось количество парасуицидов и уходов несовершеннолетних из дома. В своем выступлении Курчатова А.В. особо подчеркнула, что в профилактике кризисных состояний обучающихся крайне важен тесный информационный контакт и отрегулированное взаимодействие всех специалистов, которое налажено в Полоцком районе благодаря практическому применению алгоритма на межведомственном уровне.

Региональные представители обменялись эффективным опытом психологической помощи несовершеннолетним, обозначили возможности взаимодействия как внутри ведомства, так и на межведомственном уровне в соответствии с новыми нормативными документами, отметили высокий содержательный и организационный уровень проведения мероприятия.

Профессор кафедры проектирования образовательных систем ГУО «Республиканский институт высшей школы» Хриптович Виктория Александровна отметила актуальность содержания семинара, его практическую направленность и обратила внимание участников встречи на необходимость демонстрации замеров и результатов эффективности оказываемой помощи, совместного обсуждения проблем, с которыми приходится сталкиваться в процессе оказания помощи.

Участники семинара высказали свою заинтересованность в дальнейшей работе по совершенствованию психологической помощи несовершеннолетним, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Завершающим этапом встречи явилось вручение сертификатов самым активным участникам республиканской творческой группы педагогов-психологов (за участие в фестивале педагогического мастерства, семинарах, конференциях, подготовку вопросов для обсуждения в рамках мероприятий межкурсового периода, предложений в методические рекомендации).

Среди награжденных − методисты региональных институтов развития образования, педагоги-психологи социально-педагогических центров, учреждений общего среднего образования.

ФОТОРЕПОРТАЖ

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер