2–8 июля 2018 г. — XXIX методический летник
Баннер

2–8 июля 2018 г. — XXIX методический летник

Уникальный проект под эгидой Академии последипломного образования

Этот проект представляет собой повышение квалификации педагогов в методическом летнике «Ольховка». Оно проводится ежегодно с 1990 года, время проведения – начало июля. Автор и организатор проекта – профессор кафедры педагогики и менеджмента образования Николай Иванович Запрудский. Тема курсов в летнике 2018 года была такой: «Дидактические задания как основное средство организации познавательной деятельности учащихся».

От обычного повышения квалификации в данном проекте есть немало отличий:

  • Во-первых, состав участников формируется на основе их самоопределения и предварительных заявок.  Есть конкурс, обычно 2-3 человека на место. Группа – около 50 человек.
  • Во-вторых,   занятия проводятся в кабинете физики Ольховской средней школы Островецкого района, в 200 км от Минска.
  • В-третьих, участники проживают в палатках или в пришкольном интернате в километре от летника.
  • Далее, питание (обед и завтрак) организуется в школьной столовой, ужин – на поляне.
  • В-пятых, некоторые учителя приезжают с детьми, которые учатся у старших с пользой и интересно  проводить время, без алкоголя и других допингов.

Повышение квалификации 2018 года имело еще одно отличие: включало 2 этапа: дистанционный (4—30 июня) и очный (2—7 июля).

Дистанционный этап —  это 2 модуля: 1) компетентностный подход в образовательном процессе – основание для разработки и применения дидактических заданий; 2) дидактические задания, их разработка и использование в образовательном процессе по учебному предмету.

Участие слушателей в дистанционной части позволило им разобраться в теоретических вопросах темы курсов, приобрести новый опыт работы с дидактическими заданиями.

Результативность  дистанционной части повышения квалификации подтверждается

  • успешным выполнением слушателями тестов для самоконтроля и двух контрольных работ;
  • содержанием вопросов, которые они сформулировали для преподавателя;
  • их активностью на учебных занятиях очной части курсов и позитивными  высказываниями в процессе итоговой рефлексии.

Чрезвычайно полезным, в частности, оказалось задание  в контрольных работах: составить 2—3 вопроса по изученному теоретическому материалу.

Именно с обсуждения этих вопросов начиналась работа в тематических модулях на занятиях непосредственно в летнике.

Первый модуль занятий в летнике был посвящён познавательной деятельности учащихся и её организации в рамках компетентностного подхода. После выяснения возникших во время дистанционного обучения вопросов и обобщающей лекции Н.Запрудского слушатели, работая в группах, обсуждали и формулировали практические решения о том, какие изменения следует вносить в образовательный процесс, чтобы успешно и эффективно учить учащихся поколения Z. Для этого учителя получили соответствующее задание и материалы с описанием характеристик  школьников с клиповым мышлением, ссылки на соответствующие ресурсы. Участники выдвинули немало интересных решений и предложений.

Второй модуль был посвящен дидактическим заданиям. После рассмотрения назначения и видов заданий преподаватель обратил внимание слушателей   на перечень востребованных на рынке труда компетенций, который был сформирован во время всемирного экономического форума в Давосе:

  1. Решение сложных  проблем.
  2. Критическое мышление.
  3. Творчество.
  4. Управление людьми.
  5. Взаимодействие с другми.
  6. Эмоциональный интеллект.
  7. Оценка и  принятие  решений.
  8. Ориентация на  сервис.
  9. Ведение переговоров.
  10. Когнетивная гибкость.
Участники  курсов для выбраных ими учебных тем и уроков составляли задания, в процессе выполнения которых у учащихся будут формироваться перечисленные компетенции.  Учителя, работая в предметных группах, творчески подошли к выполнению этого задания. Они представили интересные разработки с компетентностно-ориентированными заданиями, которые помогут детям быть конкурентноспособными на рынке труда.

Третий модуль – “Особенности проектирования и проведения урока, включающего дидактические задания”. После минилекции Н.Запрудского, посвящённой эффективному уроку и критериям его оценки, слушатели индивидуально, в парах или группах до 5 человек выполняли следующие задания:

1) для одной из учебных тем по своему предмету преобразовать имеющиеся в учебнике репродуктивные задания в продуктивные;
2) для этой же темы превратить репродуктивные вопросы учащимся в ключевые;
3) разработать урок, включающий, как важнейший элемент, дидактические задания и критерии оценки их выполнения.

В процессе работы слушателям помогали консультанты: кроме автора курсов, — учителя-методисты Елена Ананчикова и Эла Якубовская.

В ходе  презентации своих образовательных продуктов  слушатели продемоснтрировали и теоретическую готовность к выполнению сложной методической работы, и актуальные практические умения, а также оригинальные дидактические задания, вопросы  и уроки. Многие доклады были рекомендованы к публикации в предметных журналах.

Заключительная рефлексия предполагала ответ каждого из участников повышения квалификации на один вопрос: “Что я дальше буду делать с полученными знаниями и новым опытом?”. Результативность курсов подтвеждена конкретными решениями, которые в своих ответах продемонстрировали участники.

Вторая половина дня была насыщена интереснейшими мероприятиями:

  • выступление учительницы начальных классов Аллы Трофимовой из Казахстана, которая рассказала о том, как построена система образования в её стране;
  • факультатив по решению физических задач;
  • консультации по актуальным проблемам образовательной практики;
  • интеллектуально-спортивная полоса препятствий – своеобразный квест;
  • ночное ориентирование в лесу;
  • вечер бардовской песни;
  • “Академия” – чествование юбиляров;
  • концерт первогодок и др.

Подробнее о летнике и курсах можно будет прочитать в “Настаўніцкай газеце”, журнале “Фізіка”.

Фоторепортаж

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер